Возможность высказаться на большой сцене: интервью с художественным руководителем «Балета Москва» Анастасией Яценко

Автор
dance.ru
45291
0
45291
12:00 от 22.03.2023
Автор: dance.ru

Начало театрального сезона 2022/2023 ознаменовалось рядом перестановок в руководящем составе нескольких театров. Затронуло это и танцевальную сферу: к театру «Новая Опера» присоединился «Балет Москва», художественным руководителем которого стала заслуженная артистка России, балерина, педагог-репетитор, кандидат педагогических наук, куратор проектов в области танцевального искусства Анастасия Яценко. Танцевальный спектакль «Танц Nuvo» стал премьерным на сцене «Новой Оперы» после всех изменений и прошел в конце февраля. Редакция портала dance.ru поговорила с Анастасией о том, как теперь выстроены процессы в «Новой Опере», какие цели она ставит перед собой и командой, о премьере «Танц Nuvo» и о многом другом.

Анастасия Яценко – уникальный специалист в области балетного искусства и современного танца. Выпускница МГАХ класса Софьи Николаевны Головкиной, Анастасия прослужила в Большом театре России больше двадцати лет и прошла все ступени иерархии балетной труппы. За период исполнительства Анастасии удалось соприкоснуться со знаковыми хореографами, среди которых Матс Эк, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Кристофер Уилдон, Уэйн Макгрегор, Юрий Посохов, Джордж Баланчин. Во всех проектах Анастасия принимала участие как в качестве танцовщицы, так и в качестве ассистента хореографов и педагога-репетитора. Отдельной главой карьеры Анастасии стало участие в Международном фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva в качестве куратора российской программы и программного директора фестиваля, что позволило ей выявить наиболее перспективные направления развития современного танца в России. Теперь в качестве художественного руководителя «Балета Москва» Анастасия Яценко поддерживает российских хореографов и танцовщиков нового поколения и формирует для зрителя целостную картину танцевального искусства: от неоклассического танца и modern dance до contemporary и экспериментальных пластических жанров.


Анастасия Яценко

НАМ БЛИЗКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НОВОЙ ОПЕРЫ

Хочу сказать, что руководство и коллектив театра встретили нас очень дружелюбно. Все мастерские театра, технические службы и все отделы отнеслись с большим интересом и воодушевлением к появлению нового подразделения. Мы на себе ощущаем большую поддержку и внимание всех, кто работает в театре. Очень рада, что все люди, которые причастны к этому, оказались в нужное время и в нужном месте, проявили интерес, желание, и всё сложилось. Нам нравится театр Новая Опера, нам близка та художественная политика, которую театр проводит: поиск новых имен, новых названий, новых нарративов. Мы хотим внести свой вклад, стать логичным продолжением этой стратегии, и наполнить прекрасный театр еще и современным танцем.


Репетиция труппы «Балет Москва»

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ ― ЭТО ЛАБОРАТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ФОРМ И СМЫСЛОВ

В целом направление «Новой Оперы» ― это новаторские идеи, идеи обновления оперного искусства. Это дает больше возможностей для публики познакомиться с театром и с оперными шедеврами. Когда мы объединились, то с удивлением обнаружили совпадение стратегии и главной идеи наших театров. Ведь современный танец ― это танец новый, это также лаборатория обновления форм, смыслов. И в этом смысле мы с «Новой Оперой» существуем, мыслим и действуем синхронно, в унисон. Оба наших коллектива, и опера, и балет, ориентированы на схожие цели и задачи. Это органичное сочетание традиционного классического материала и новаторских поисковых идей. Соответственно репертуар наш будет подчинён этой художественной политике. Те идеи, которые будут возникать у авторов, хореографов, композиторов, режиссёров, художников будут встраиваться в общую стратегию, которая в свою очередь будет сочетать, как оперные спектакли, музыкальные программы, так и спектакли современного танца.

ПОКОРЯЕТ ГЛУБИНОЙ, СИЛОЙ, ОТКРОВЕННОСТЬЮ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Вечер «Танц Nuvo» ― наша первая премьера с момента объединения с «Новой Оперой». Теперь, уже в составе музыкального театра, «Балет Москва» представляет одноактные спектакли, которые поставили три хореографа нового поколения российского современного танца ― Константин Кейхель, Ирина Кононова и Анна Щеклеина. Эти авторы работают в разных стилистических направлениях, и тем самым представляют зрителю современный танец во всем его многообразии и выразительности. Константин Кейхель создает хореографию в уникальной европейской эстетике, которая с каждым разом трансформируется в эффектную аудио-визуальную световую картинку. Ирина Кононова работает в жанре физического театра. В ее новой работе она играет с форматом телесериала и представляет совершенно иной подход к современному танцу. Анне Щеклеина покоряет глубиной, силой, откровенностью танцевального высказывания. Танцовщики с ней погружаются в противоречивые эмоции: ярость, грусть, любовь, скорбь и радость, а затем освобождаются от всего этого и обретают гармонию. Я вижу, как талантливо работает новое поколение хореографов современного танца. Настало время дать им возможность высказаться на большой сцене. Появление именно этих имен в «Танц Nuvo» – результат их упорного труда и, одновременно, проявление любви к современному танцу как к искусству и части современного образа мышления и стиля жизни.

Тизер спектакля «Танц Nuvo»

ИСКУССТВО ТАНЦА ПОЗВОЛЯЕТ КАЖДОМУ СОЗДАТЬ СВОЙ МИР

Каждый зритель видит то, что происходит на сцене по-своему, потому что мы не работаем с вербальными эффектами. Мы не говорим, у нас нет конкретных слов, четких нарративов, объяснений, мы создаём танцевальную, музыкальную, визуальную картину, а зритель уже может дорисовать её себе и создать тот мир, который ему интереснее, ближе, может создать свою транскрипцию этого спектакля. Именно поэтому в нашем «Танц Nuvo» представлены три абсолютно разных спектакля. И, бесспорно, каждый зритель увидит, прочувствует, возьмёт себе то, что ему ближе.


Спектакль «Танц Nuvo»

ВАЖЕН НЕКИЙ ВНУТРЕННИЙ СВЕТ И УНИКАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ

Мы позиционируем себя сейчас, как труппа современного танца, а для танцовщика современного танца, помимо обязательной прекрасной физической подготовки, технической разноплановости и академической базы, безусловно важна яркая индивидуальность и харизма. Важен некий внутренний свет и уникальная энергия, умение чувствовать тенденции современного мира. Умение нести свою жизненную позицию, и при этом способность открыто откликаться на предложения и задачи хореографов, режиссеров, создателей произведений ― всё это необходимо для артиста современного танца. Вот такими мы видим своих танцовщиков. И они у нас есть, мы их любим, гордимся ими, и благодаря им будем поддерживать и развивать компанию, которая теперь является частью «Новой Оперы».
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев