Не танцем единым: композиторы

Автор
dance.ru
23874
0
23874
17:00 от 02.03.2023
Автор: dance.ru

Открываем новую рубрику под названием «Не танцем единым». В ней мы будем рассказывать о людях, кто связал свою жизнь с танцем, но сам при этом не танцует. Это фотографы, видеографы, визажисты, композиторы, продюсеры - то есть те, кто помогает танцорам еще больше раскрывать их потенциал и способствует развитию танцевальной индустрии в целом.

В последнее время наблюдается тенденция, что танцовщики все чаще стали использовать музыку, сочиненную специально для них. Это обусловлено многими факторами: уникальность финального продукта, финансовой стороной — не надо платить за авторские права и т.д. Наша редакция обратилась к трем композиторам, создающим музыку для танцоров на заказ: автор музыкальных треков для участников второго сезона шоу «Новые Танцы» на ТНТ и танцевального объединения eto.obmen Пабло Бохко, известный работами для постановок хореографа Алексея Рукинова композитор Роман Кададов и Сергей Stk, который и сочиняет музыку, и сам танцует и преподает. Мы узнали, как и где сегодня танцоры ищут тех, кто сочиняет танцевальные треки, какими качествами должен обладать музыкант и что нужно, для того, чтобы совместная работа танцора и музыканта была успешной.

Я просто оказался в нужном месте в нужное время

В современном мире любой вопрос, где искать, предполагает однозначный ответ: в Интернете. Платформы интернет-рекрутмента, биржы фриланса, социальные сети – слушаем работы потенциальных композиторов, читаем отзывы о них, останется только сойтись в стоимости и одинаково увидеть совместный проект. Однако, как показывает практика, перед тем, как искать в Интернете, стоит вспомнить своих знакомых или узнать контакты хороших музыкантов у друзей, руководствуясь принципом сарафанного радио. Например, вот что говорит Пабло о своем знакомстве с победителями 2 сезона «Новых Танцев» в категории дуэты Ирой Диановой и Славой Ильиным:

«С Ирой и Славой я знаком с детства. С Ирой мы вместе занимались в «Домисольке» (детский музыкальный театр — прим. редактора), где Слава преподавал хип-хоп. А в 2018 году я пришел к Славе в экспериментальный танцевальный театр «Sun Nation», участвовал в перформансах, спектаклях как танцор. Впоследствии стал применять свои музыкальные навыки: писал музыку для перформанса «ТЕРАПИЯ» в WIPе и выставки Славы «Портал Мгновения» в рамках акции «Ночь искусств», а также для спектакля «VISUAL’ы», который показывали в ЗИЛе. Учитывая весь совместный опыт, Ира и Слава решили довериться мне в написании музыки для их выступлений на проекте «Новые Танцы».

Роман так же рассказал об обстоятельствах знакомства с хореографом Алексеем Рукиновым: «Я просто оказался в нужном месте в нужное время». Роман и Алексей познакомились благодаря хореографу-постановщику Клементине, танцовщице из спектакля «Red Stone».

Иными словами, решает случай. Если же среди знакомых нет подходящего кандидата, возвращаемся к поиску в открытых источниках. Но как понять, кого именно искать: какими качествами должен обладать хороший композитор, а когда кандидату следует говорить однозначное «нет»?


Пабло Бохко

Если говорить о подходе, очень нужна гибкость

При разном бэкграунде Пабло, Роман и Сергей сошлись в том, каким должен быть современный композитор и что должен уметь делать.

Пабло: «Если говорить о подходе к работе, очень нужна гибкость. Важно понимать замысел и нутро постановки, уметь вносить правки и изменения в свои композиции (это бывает очень трудно), а также анализировать обратную связь тех, с кем работаешь. К тому же не все представители танцевального блока занимаются музыкой и обладают углубленной музыкальной терминологией, поэтому нужно уметь говорить не на своем языке, пользоваться ассоциациями, аналогиями…»

Роман: «Главный навык современного композитора, работающего в танцевальной индустрии, — это гибкость, способность адаптироваться под ситуацию и широкий музыкальный кругозор».

Однако не все так просто. Не всегда гибкость (в том числе в общении), коммуникабельность и другие положительные качества гарантируют хороший результат.

Сергей Stk: «Стоит различать личные качества человека и его творчество. Композитор может быть закрытым и не очень коммуникабельным по своему характеру, но при этом попадать в точку музыкальным решениям. Более того, хорошее резюме и большое портфолио далеко не всегда гарантируют, что результат подойдет <…> Но однозначно тревожным знаком для меня было бы то, что человека больше интересует оплата, чем наше творческое взаимодействие».


Сергей Stk

Нужно придумать звук этого движения

Предположим, что композитор найден, что дальше? Как соотносятся на практике идеи музыканта с идеями постановщика? Как правильно объяснить композитору, о чем номер?

Роман: «У Алексея Рукинова был сценарий, и по каждой части - техническое задание с точными таймингами. Например, такой-то эпизод — тишина, нужно передать напряжение героев; следующий эпизод — появляется свет, танцоры тянутся к его лучам; нужно придумать звук этого движения <…> Мной часто предлагались варианты, выходящие за рамки идей Леши; это естественно, ведь я живой человек, и я тоже ловлю поток, хоть и работаем по ТЗ; многое мы взяли в спектакль, но многое, конечно, и отсеяли…»

Пабло: «По-разному. Некоторые композиции создавал по запросу ребят, Иры Диановой и Славы Ильина; они делились идеей номера, ощущениями, показывали музыку, которая их вдохновляла. А трек «Umbra» я написал и выпустил на стриминговые площадки еще до проекта. Он понравился ребятам, и они предложили сделать первый номер под него».

Но не всегда танцор сразу «видит» цельный образ своей постановки.

Сергей Stk: «Если не собрался конкретный образ номера, то его можно «дособрать» благодаря референсным работам; и это не обязательно какие-то похожие композиции; часто это могут быть изображения, фрагменты кино, видео, которые дают представление, какой вкус вызывает постановка. Самое замечательное здесь, когда композитор понимает, как ритмически строится взаимоотношение музыки и танца».


Роман Кададов

Хочется эту музыку «протанцевать»

В итоге, когда будет написано идеальное музыкальное произведение, именно исполнитель хореографии сможет «завершить» его своими движениями, пластикой тела и эмоциями, которые он проживает в танце. Именно эта завершенность и сделает постановку успешной, а шоу-номер - уникальным.

Сергей Stk: «Музыка как звук и физическое явление гораздо мощнее, чем человек. Звук может иметь такую сильную пронизывающую природу, что быть соразмерным ей достаточно сложно <…> Важно показать технически (через движение) фактуру музыки в танце: чтобы зритель буквально тактильно чувствовал звук через твое тело. Показатель мастерства — это способность перевести музыку из аудиального регистра в визуальный (телесный), как будто ты — эквалайзер…»

Пабло: «Один из главных критериев для танцора — реакция тела на музыку, и дело тут не только в ритме. Музыка может быть довольно статичной, текстурной, и все равно что-то «щелкает», хочется эту музыку «протанцевать». И, конечно, никто не отменял технические аспекты создания и обработки музыки. Главное — найти баланс, чтобы это не убивало творческий процесс и оставляло пространство для действий».
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев