Айседора Дункан: жизнь как танец

Автор
dance.ru
20688
0
20688
18:48 от 27.05.2023
Автор: dance.ru

27 мая 146 лет назад родилась Айседора Дункан - танцовщица, создавшая систему свободного танца, принципы которого стали основой модерна и большинства танцевальных направлений ХХ века. Об особенностях свободного танца и о необыкновенной личности Айседоры Дункан специально для dance.ru рассказывает художественный руководитель и директор Центра музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С. Д. Рудневой, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и кандидат психологических наук Аида Айламазьян.

«Дункан не просто оказала влияние, она совершила разворот, в результате которого танец вышел на свободу, за рамки «чистого искусства», стал доступным многим средством личностного развития и самовыражения. Простота ее танца не случайна: она «включает» человека, пробуждает у него желание двигаться, танцевать - «я так могу», – отмечает Аида Айламазьян.

Сама Айседора говорила, что движения должны быть живыми, естественными, наполненными чувствами и воображением танцора, а не механическими и заученными. Танец, по ее мнению, является «не случайным сочетанием нескольких искусственных движений», а непрерывным действием, в котором завершение одного движения побуждает следующее, они словно перетекают одно в другое.


Айседора Дункан

Великая танцовщица не любила балет, критиковала его, называя «неестественным, некрасивым», позы его - «фальшивыми», движения - «уродливыми». В юности Айседора посещала балетную школу в Нью-Йорке, но вскоре бросила ее, разочаровавшись в балете и решив заняться поисками нового танца.

Айседора Дункан создала собственную танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческой. Дункан была в авангарде движения свободного танца, возникшего в начале ХХ века, основной целью которого было слияние танца с жизнью, пробуждение способности к творчеству. Это принципы стали основой танцев модерн, джаз, контемпорари, буто и контактной импровизации.

Ученица и приемная дочь Айседоры Ирма Дункан в своем книге «Техника Айседоры Дункан» вспоминает: «В танце использовались только естественные позы. Ни ноги, ни колени не выворачивались. В прыжках ноги были расслаблены, а не напряжены».

Дункан одной из первых начала танцевать под симфоническую музыку Бетховена, Глюка, Брамса, Шумана, Шуберта, Чайковского, Мендельсон и Шопена, чем вызывала неодобрение у части публики и музыкантов. Она же считала, что для танца надо выбирать лучшую музыку, возвышенную и сложную, а не дансантную (удобная для танца музыка - прим. редакции).

Айседора выходила на сцену в свободном греческом хитоне, без обычного для того времени жесткого корсета, и босиком. С последним публике было смириться особенно сложно, голая нога считалась верхом неприличия.

«Танец босиком многих смущает, возмущает. Нужна драпировка. - замечает психолог Аида Айламазьян. - Реакция показательна. Это проективное поле - зритель пугается не голой ноги, а откровенности, обнаженности чувства, открытости высказывания».

Современник танцовщицы, поэт-мистик Андрей Белый делился впечатлением после концерта Айседоры: «Она — о несказанном. В ее улыбке была заря. В движениях тела — аромат зеленого луга. Складки туники, точно журча, бились пенными струями, когда отдавалась она пляске вольной и чистой».

«Дункан вывела танец с периферии, где он находился долгое время, в центр жизни человека, вернула танцу его роль, которую он играл в древнем мире и, прежде всего, в древнегреческой культуре – воспитание человека, развитие его духовной и эмоциональной сферы», - поясняет Аида Айламазьян.

Среди того, что Айседора Дункан привнесла в танцевальное искусство: импровизационный танец, хореографический импрессионизм, обращение к симфонической и камерной музыке, танец босиком, уход от традиционного костюма.

«Однако главным делом своей жизни Дункан считала обучение танцу всех и, прежде всего, детей. Только внутренне свободный человек может танцевать свободно. Поэтому она мечтала научить танцевать каждого человека», - отмечает Аида Айламазьян.

Учениц Дункан называли «Isadorables» – «умеющие, как Айседора», зачастую она сама содержала школы, зарабатывая выступлениями, любила своих учениц, шесть девочек удочерила, дав им свою фамилию. Впоследствии каждая из них открыла школу (в разных странах) и продолжила дело Айседоры.


Постановка К.-В. Глюк «Орфей и Эвридика» студии свободного танца «Гептахор» 

Танец воспитанниц студии танца Айседоры Дункан (директор школы Лори Белилов)


Спектакль «Посвящение Бетховену» студии свободного танца «Гептахор» 
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев